День тезоименитства правящего архиерея Владикавказской епархии

17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную и память преподобного Герасима Иорданского,

17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную и память преподобного Герасима Иорданского, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне Владыка Герасим возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Иристонского округа протоиерей Константин Джиоев, благочинный Ардонского округа протоиерей Иаков Фрилинг, благочинный Моздокского округа протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, благочинный Октябрьского округа иерей Димитрий Хестанов, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, ключарь Князь-Владимирского храма г. Владикавказа иерей Димитрий Кондратьев, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Георгий Дзеранов.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Сегодня особенное воскресенье, связанное с воспоминанием об изгнании Адама из рая, Прощенное воскресенье. В нынешнем апостольском чтении мы слышим слова первоверховного Павла: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим.13,12). В мирском понимании нам кажется, что Масленица – это радость, веселие, удовольствие. Но наступает Великий пост, и лица становятся грустными, постными, ризы духовенства – черными. На самом деле, на этих днях мы заговляемся, готовимся к посту. Действительно, освобождение, очищение начинается, по выражению поэта, «во дни печальные Великого поста».

Они печальные, потому что мы вспоминаем события, которые исказили историю человечества. Мы воспоминаем грехопадение Адама, его изгнание из рая. Вчера в песнопениях всенощного бдения мы часто слушали слова «увы мне!». На протяжении службы Адам около тридцати раз восклицает: «Увы мне!». Он плачет об утерянном рае. В стихирах очень умилительно говорится о том, как он сидит напротив рая и вспоминает то, что утратил.

Эта скорбь об утерянном рае присуща всему человечеству, и в даже самые веселые минуты нашей жизни мы вздыхаем и внутри себя говорим: «Увы мне!» Никакие удовольствия мира не достигают того счастья и радости, которыми мы могли бы обладать, если бы остались в раю. Человек, скорбя об утерянном рае, пытается найти какие-то утешения в мире, но эти утешения не достигают меры райской. Цену этим утешениям подытожил царь Соломон, который был искушен во всех делах мира сего. Он сказал: «Суета сует, ‒ все суета!» (Еккл.1,2). Ничего в мире не может сравниться с тем райским блаженством, которое некогда мы утратили. Но что же, это падение, изгнание из рая, необратимо?

Нет. Господь о человеке замыслил нечто лучшее. Святые отцы, как это ни парадоксально, иногда употребляют выражение «благая вина Адама». Казалось бы, что может быть благого в грехопадении? Для того чтобы восставить падшего Адама, в мир приходит Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, Который делает все то, что не смог сделать Адам, к чему он был призван, но не утратил это призвание, потерял силы исполнить его. Вместо того, чтобы возделывать райский сад, он стал возделывать вне его землю, которая была совсем уже другой землей, был проклята за грех Адама, растила ему «терния и волчцы» (Быт.3,18) и заставляла жизнь проводить в слезах и скорби. Но приходит Господь наш Иисус Христос и восстанавливает то богоподобное достоинство, к которому был призван Адам. Те святые, которые последовали за Христом, поверили Ему, вверили себя Ему и стали исполнять заповеди Христовы, те люди, для которых Евангелие стало законом жизни, подтвердили за две тысячи лет на опыте, что богоподобие возможно восстановить Святой Афанасий Великий сказал: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». Мы видим в Житии празднуемого сегодня святого, преподобного Герасима Иорданского, что ему служило бессловесное творение, лев, который по природе своей должен быть диким и стараться растерзать добычу, становится покорным, потому что обоняет некое райское благоухание, исходящее из уст преподобного и его благословения. Действительно, в службе преподобного Герасима, в седальне по 3-й песне говорится: «Был бог положением». То есть, он достиг того состояния, к которому призваны все мы – быть богом по благодати, исполниться божественной силы. Не по природе, ибо Бог Творец отделен от нас, но Он настолько милостив, что готов назвать нас своими друзьями и братьями. Что значит: быть братьями Богу? Это значит – обожиться, сподобиться Божественной благодати, быть способными творить те вещи, которые творил Господь во дни Его пребывания в нашем мире. «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» (Ин.14,12), – говорит Господь, обещая Духа Утешителя Своим ученикам.

Как снискать Духа Утешителя, как вернуть себе это состояние? Каждый год мы с вами входим в особый период, порядок бытия, в особенный период жизни Православной Церкви – Великий пост. Именно для этой цели, чтобы остановиться, устраниться от суеты мира сего, задуматься о себе и постараться благочестивыми упражнениями поста, покаяния, милостыни, братолюбия восстановить в себе тот образ, который некогда был написан на нас, как на иконе, но который мы грехом своим исказили. Мы все призваны к тому, чтобы эта икона, образ и подобие Божие, были в нас восстановлены.

Каждый год мы входим в Великий пост, и что же? Это все какой-то бег по кругу, дурная бесконечность? Нет. Христианская история чужда мысли о мире, как о чем-то постоянно вращающемся в самом себе. Мир призван выйти из состояния греховной самозамкнутости. Он не образ кольца, змеи, пожирающий собственный хвост, присущий языческим религиям, круга, из которого нельзя выйти. Христианский образ мира – это спираль, по которой мы восходим к Богу, если только стремимся к Нему. Поэтому каждый год у нас одни и те же литургические торжества. Но каждый год мы становимся немного иными. Как сказал философ, «невозможно дважды войти в одну реку». Каждый из нас, кто серьезно относится к Великому посту, понимает, что каждый раз он проходит немного по-разному. Мы становимся либо более мудрыми, внимательными к себе, либо, если мы в какой-то момент расслабляемся, унываем, то кажется, что пост прошел бесполезно, и мы ничего к Пасхе Господу не принесли. Да не будет сего!

Не будем унывать. Будем друг друга поддерживать в дни Великого поста. Будем стараться, чтобы пост прошел не бесплодно. Может, мы и не видим этого своими глазами, но если хотя бы немного понудим себя быть внимательными, то увидим, какие благие изменения в нас происходят. Прежде всего, самое главное, чего мы можем добиться в Великом посту, и что святые отцы считают добродетелью, которая превосходит чудеса исцеления больных и воскрешения мертвых – это увидеть самих себя, свои грехи. Рассмотреть свою душу, которая часто в суете молчит и не подает даже голос, как ей больно и трудно, от того, что рыхлая, дебелая плоть, живущая «по стихиям мира» (Кол.2,8), подавляет ее. Поэтому пост призван к тому, чтобы эту дебелую плоть сделать более тонкой, способной откликаться на голос души и исполнять заповеди Христовы.

Дай Бог, чтобы этим постом мы с вами так и жили! Старались провести эти дни до Пасхи, чтобы мы, утесняемые постом, молчанием, устранением от излишнего информационного воздействия, старались быть более целомудренными и во взорах, в пище, в разговорах, старались и тело свое приготовить к тому, чтобы и душа восприняла Великий пост как весну к Богу, как расцвет, и чтобы земля нашего сердца производила не терния и волчцы, а благие цветы и благосеннолиственные деревья!

Поскольку сегодняшнее воскресенье называется еще и Прощенным, и мы, как бы отправляясь в далекий путь, просим друг у друга прощения, я сегодня у тех, кого сегодня вечером на Чине прощения не смогу увидеть, испрашиваю прощения! Простите, если чем согрешил делом, словом или помышлением и всеми моими чувствами!»

Далее иерей Рустик Фенченко огласил приветственный адрес от имени духовенства Владикавказской епархии и сотрудников епархиального управления:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Сердечно поздравляем Вас с днем тезоименитства!

Получив в монашеском постриге имя в честь преподобного Герасима Иорданского, Вы неизменно шествуете раз и навсегда избранным ангельским путем, неустанно подражая высоким добродетелям своего небесного покровителя.

Занимая высокое иерархическое положение, Вы остаетесь смиренным и кротким монахом, для которого главным делом жизни является молитвенный подвиг. Истинное смирение, совершенное незлобие и доброе отношение ко всякому человеку Вам удается сочетать с высоким достоинством архипастыря, с разумной требовательностью к клирикам епархии.

В этот знаменательный день молитвенно желаем Вам неоскудевающей помощи Божией в архипастырских трудах и попечениях, благовременного осуществления Ваших святительских начинаний, доброго здравия и долгих лет архиерейского служения!

Владыку и Священноначальника нашего, Господи, сохрани, на многая лета!

Ис полла этти, Дэспота!»

Затем архиепископа Герасима поздравили с днем тезоименитства учащиеся православной гимназии имени протоиерея Аксо (Алексия) Колиева, отцы благочинные и прихожане.

Фотогалерея

Последние новости

Увеличение инфляции в России в середине ноября

Согласно последним данным, годовая инфляция в России продолжает расти.

Новые технологии для борьбы с онкологическими заболеваниями в Северной Осетии

В республиканский онкологический диспансер поступило 50 единиц медицинской техники.

Горячая линия по борьбе со СПИДом

С 25 ноября по 2 декабря пройдет акция, приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Великом Новгороде, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *