В Крещенский сочельник архиепископ Герасим возглавил богослужения в кафедральном соборе
18 января 2025 г., в Навечерие Богоявления, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию, великую вечерню и чин великого освящения воды в кафедральном соборе вмч.
18 января 2025 г., в Навечерие Богоявления, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию, великую вечерню и чин великого освящения воды в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иерей Георгий Дзеранов, ключарь кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления и Крещения Господня! По сути, это синонимы, оба эти события засвидетельствованы в Евангелии. Господь приходит на Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы принять крещение. Но крещение Иоанново не равносильно тому Крещению, которым крестились все мы, чтобы войти в Церковь. Крещение Иоанново – это крещение покаяния, знак того, что человек в глубоком раскаянии готов изменить свою жизнь. Христос приходит к Иоанну, омывается в Иордане и начинает подвизаться. Но, конечно же, еще той благодати новозаветной, которая сообщается нам в Таинстве Крещения, те люди, которые приходили к Иоанну, не имели. Поэтому Иоанн в изумлении спрашивает, видя Христа, идущего к нему: «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» На что Христос отвечает ему: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,14-15). То есть, все, что должно быть исполнено, последняя йота или черта закона, должно быть исполнено Христом. Действительно, все это так и происходит, поэтому на суде синедриона Христа не в чем было обвинить, ибо в Своей жизни Господь исполнил всякую букву закона.
Праздник это называется еще и Богоявлением потому что Сам Господь явился, Иоанн Креститель указал на Него, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). И таинственным образом открылась тайна Святой Троицы в этот день, поскольку Дух Святой был виден как бы в виде голубя и глас Отца, как гром, прогремел с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17). Это знамение и единство действия Святой Троицы в тот день явилось народу, который пришел на Иордан. Тем самым, начинается общественное служение Христа Спасителя. Он выходит на Свою проповедь и с этого момента начинает проповедовать Евангелие Царства. Иоанн Креститель послужил этому великому событию явления Христа народу, как, кстати, называется знаменитая картина одного нашего русского художника. Он являет Себя, чтобы народ повести за Собой, ибо до этого Он еще не был явлен миру. Иоанн Креститель постепенно отходит, умалаяется, чтобы доставить Жениху ту славу, которая другу Жениха не принадлежит, ибо наступает время Нового Завета.
Праздник Богоявления настолько чтим в Церкви, и в древности Рождество Христово и Богоявление не разделялись. Чтобы подчеркнуть важность этого события в истории Церкви, важность явления Христа, важность откровения Святой Троицы, Церковь установила эти праздники на некотором расстоянии друг от друга.
В древности, по всей видимости, в Византии именно таким образом совершалось освящение вод в память об этом событии. Сначала вода освящалась в храме, а ночью исходили на источники вод и освящали их. Поэтому благодатность этой воды равносильна, что сегодня освящалась в храме, и будет освящаться завтра ночью. Не надо говорить, что какая-то вода сильнее или слабее, это уже суеверия, которые привязались к этому празднику. То же касается и купания в крещенских водах в этот день. Это очень хорошая благочестивая традиция, но не нужно думать, что это какое-то особое таинство, что, искупавшись в крещенской воде, человек получает отпущение грехов. Нет, мы меняем свою жизнь не просто купанием, не какими-то внешними действиями, а изменением ума, и нашего сердца, деятельным покаянием, исповедью. Этим меняется наша жизнь. Господь готов нам отпустить и простить все грехи, лишь бы сами этого желали. Не некое механическое действие, а изменение нашего внутреннего человека избавляет от грехов. Поэтому если кто-то желает в крещенской воде сегодня искупаться – помоги ему, Господи! Если человек, омываясь в купели, просит у Бога и душу омыть от грехов в Таинстве Покаяния, то Бог ему в помощь и доброго здоровья! Если же суеверные традиции или предрассудки, или просто упражнения в молодечестве побуждают окунуться, то смысла в этом купании никакого нет.
Праздник пришел, и мы должны постараться в этот день быть достойны узреть Господа в своем сердце. Пусть Бог явится и нам! Каким образом это возможно? Как увидеть Бога, стать участником Богоявления? На это есть простой ответ в заповедях: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Об этом сказал Господь наш Иисус Христос. Любое слово Его не ложно, поэтому если мы говорим, что чистые сердцем способны узреть Бога, а не просто искупавшиеся, то стоит подумать о том, чтобы любое наше внешнее действие, в том числе, и погружение в крещенскую купель, служило тому, чтобы сердце наше очищалось. Чтобы мы омыли покаянием и слезами собственную душу исполнением заповедей, чтобы очи души нашей очистились, которые все еще залеплены грязью греха и поэтому Бога не видят. Тогда мы переживем подлинное Богоявление, ибо Господь не ложен. Он явит Себя нам таинственным действием в нашей душе, как некогда пророку Илии, который видел Господа не в буре, не в молнии и громе, а в веянии тихого ветра.
Дай Бог, чтобы Господь таким таинственным тихим движением, дыханием коснулся нашего сердца, и мы ощутили обновление и почувствовали, что творение заповедей – это не какая-то тяжелая обязанность или ноша. Это легкое и благое бремя, которое возложил на нас Господь, чтобы мы испытали ту радость общения, которую некогда испытал святой Иоанн Предтеча, когда увидел Христа. Наконец-то он увидел Мессию, грядущего для спасения мира: вот Он, Агнец Божий, наконец, приходит время освобождения от власти греха и смерти! Дай Бог, чтобы мы в нашей душе ощутили эту радость Предтечи и были его сотаинниками в грядущем Царстве!»
ФотогалереяПоследние новости
Память о Ялтинской конференции
Сегодня – 80 лет с начала открытия Ялтинской конференции. Мало кто знает, что в обеспечении связью конференции участвовал состав 942-й отдельной роты Правительственной связи (ОРПС) МВД СССР.
В 2025 году рынок автокредитов может «затормозить» минимум на 20%
Высокие ставки, жесткое регулирование Банка России и рост цен на машины серьезно повлияют на спрос на автокредиты в 2025 году.
На курорте "Мамисон" будет оказываться профессиональная медицинская помощь
Фото: Пресс-служба Правительства РСО-А На территории строящегося Всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон» будет обеспечено постоянное медицинское обслуживание.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи