В Неделю о мытаре и фарисее архиепископ Герасим совершил Литургию в Александро-Невском храме станицы Архонской
25 февраля 2024 года, в Неделю о мытаре и фарисее и в праздник Иверской иконы Божией Матери,
25 февраля 2024 года, в Неделю о мытаре и фарисее и в праздник Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме святого благоверного великого князя Александра Невского станицы Архонской.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Октябрьского округа, настоятель храма святого Александра Невского станицы Архонской иерей Димитрий Хестанов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, штатный клирик храма святого Александра Невского станицы Архонской иерей Георгий Болотаев, штатные клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнили хор храма святого Александра Невского станицы Архонской.
Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Хестанов.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сегодня началось пение Постной Триоди, все ближе и ближе мы подходим к Великому посту. Перед нами три подготовительные седмицы, которыми мы должны настроиться на духовную весну, которая должна прийти в наше сердце.
В нынешний воскресный день мы читаем евангельское повествование о мытаре и фарисее. В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Тимофею мы слышим, что святой Павел говорит своему ученику: «Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2Тим.3,14). Но мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении, что человека, который держит предание о посте и десятине, милостыне и молитве, Господь не оправдывает. А оправдывает того, кто не хранил предания, делал такие вещи, которые в любом обществе порицаемы: помогал тем, которые угнетали народ, присваивал деньги, воровал, поскольку люди, связанные со сбором денег, отличались нечистоплотностью, что-то оставляли себе. И вдруг Господь говорит, что этот человек из храма вышел более оправданным, чем тот, кто держал предания отеческие. Нет ли здесь противоречия, что Павел пишет Тимофею о необходимости сохранять предания, а Господь фарисея осуждает?
Мы должны принимать и апостольское, и евангельское чтение. Жизнь, на самом деле, не так проста, не все в ней бывает прямолинейно. Часто возникают так называемые антиномии, казалось бы, противоречия, но в действительности, имеющие в глубине своей полное единство и согласие. Господь ведь не говорит, что не нужно хранить предания, а мытарь –молодец. Нет, фарисей осужден за то, что осуждал своего ближнего, но и апостол Павел, и Сам Господь в других местах Священного Писания говорят, что мы должны быть верны тому, чему нас научила Церковь. У нас должно быть мужество. Поэтому апостол Павел говорит, что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (2Тим.2,12-13). Мы часто наблюдаем, что люди, которые живут против совести, «ни Бога не боятся, ни людей не страшатся» (ср. Лк.18,4), процветают, и все у них в жизни хорошо. Их уважают, называют по имени-отчеству, кланяются им. А те, кто пытаются жить по Евангелию, зачастую слышат в свой адрес: «Ты ненормальный? Надо жить, как все, присваивать, воровать, обижать ближнего. Тогда все будет хорошо, силы боятся». Но Евангелие говорит не о силе, а о слабости. Парадокс, но «сила Божия в немощи совершается (2Кор.2,19). Господь оправдывает человека, который из глубины своего греха нашел в себе силы смириться и сказать: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18,13). Я не знаю, как мне дальше жить, как каяться, но будь милостив ко мне, помоги мне, покажи путь. Я исправлюсь, буду хранителем предания».
В прошлое воскресение мы читали повествование о таком же мытаре, Закхее. Сегодняшний мытарь не назван по имени. Закхей даже поюродствовал, залез на дерево, чтобы Христа увидеть. Представьте себе взрослого человека, лет пятидесяти-шестидесяти, забирающегося на дерево. Все, наверное, подумали бы, что что-то с ним не так. А он принял Господа в свой дом. Сердца его коснулась благодать Божия, и он сказал: «Если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8). Господь подчеркивает, что изменение возможно, если ты настроен правильно. Если ты ощутил благодать Божию, и она коснулась тебя, то не теряй времени. Сейчас же сделай то, что Господь тебе в сердце сказал. Совесть – это самый надежный компас, как надо поступить.
Часто бывает так, что человек, который, казалось бы, живет правильно, на самом деле, более черствый, и когда дело касается какого-то внезапного решения, порыва, он еще подумает, надо ли так поступать? Стоит ли этому человеку подавать деньги? Может, он их пропьет. Надо рассудительно поступать, и эта рассудительность приводит к тому, что этот человек все более и более замыкается в своей мнимой праведности.
Господь не хранение преданий осуждает, когда говорит о мнимой праведности. Он осуждает эту замкнутость. Человек почувствовал, что он уже самодостаточный, святой, и больше уже ничего не надо. Царство Небесное уже куплено теми его подаяниями и молитвами, которые он осуществил, он уже спасен. А, на самом деле, не так. И Господь в Евангелии постоянно пробуждает в нас это беспокойство: мы-то где находимся? Мы как живем, по «стихиям мира» (Кол.2,8)? Храним ли предание? Где мы? И свой путь к Царству Божиему надо всегда соразмерять и испытывать. Я в каком состоянии нахожусь? Храню ли предание, каюсь ли более того человека, который ни предания не хранит, ни кается? Такой человек идет в погибель. О нем говорит апостол Павел: такие люди «будут преуспевать» (2Тим.2,13), но конец их – в геенне огненной. Если ты праведен, не грешишь, то подумай о том, что может быть тебе чего-то не достает, чтобы Господь принял тебя как сына. Выйди к ближнему, выйди из своей самозамкнутости, помоги тем людям, которые нуждаются. А если ты грешник, но сердца твоего коснулась благодать Божия, то не медли исправляться, старайся сейчас же призвать Господа. Пусть он войдет в твой дом, а ты не скупись и воздай четверицею тем, кого обидел.
Мы должны понимать, что не само по себе исполнение заповедей ведет к гордыне. Мы знаем многих святых, которые досконально заповеди исполняли, и Господь их не осуждает. Также мы знаем и внезапно покаявшихся грешников, таких как Мария Египетская, которые жили в глубоком грехе, но потом изменили свою жизнь в одно мгновение. Все мы очень разные, но Господь призывает нас всех и ждет у Себя. Он принимает нас, какие мы есть, но не в том состоянии, в котором мы коснеем и черствеем, а в состоянии порыва к Царствию, желания быть со Христом, и тогда любое наше дело будет благословенным.
Постараемся об этом не забывать, потому что смысл Великого поста и подготовки к нему в том, чтобы нас хотя бы немного разбудить. Чтобы мы не пребывали в этой спячке, чтобы мир, который лукав и нас пленяет, не имел над нами окончательной власти, чтобы нашим Богом был Господь Иисус Христос, а не князь мира сего.
Взбодримся, братия и сестры, постараемся жить так, чтобы Христу было в нас не тесно, чтобы Он вошел в наш дом! Если Он войдет к нам, то других гостей нам и не нужно будет, потому что Господь с избытком наполнит нас. Если Господу не тесно будет в нашем доме, то не тесно там будет и нашим ближним, никому. Постараемся так же наше сердце расширять и вспоминать о том, кем мы призваны быть, что мы дом Божий, и Дух Святой должен жить в нас».
ФотогалереяПоследние новости
Увеличение инфляции в России в середине ноября
Согласно последним данным, годовая инфляция в России продолжает расти.
Новые технологии для борьбы с онкологическими заболеваниями в Северной Осетии
В республиканский онкологический диспансер поступило 50 единиц медицинской техники.
Горячая линия по борьбе со СПИДом
С 25 ноября по 2 декабря пройдет акция, приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией